Графические
диктанты для детей 6-7 лет.
Формирование
графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования,
начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения
и задания.
Одной
из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.
Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, учителя в
«развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов.
Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.
Что
такое графический диктант
Необычные
дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких
знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические
диктанты по клеточкам.
Это
игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в
результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно
слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз.
Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве,
оценивать себя и радоваться успехам однокашников.
Если
дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает
важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего
обучения в школе.
Для
графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака,
машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного
времени исполнения.
Польза
математических диктантов
Графический диктант для дошкольников —
полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к
школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов:
Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных
занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные
тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной
группы:
Ø координация
движений;
Ø внимание;
память;
Ø усидчивость;
Ø воображение;
Ø словарный
запас;
Ø мелкая
моторика;
Ø орфографическая
зоркость.
Одновременно
с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость
восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на
птичку в окошке или смех соседа по парте.
Еще
одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать
картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых
порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После
начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о
необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.
Числовые
задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток
самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении
программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.
Умение держать карандаш, выполнять устные
инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к
первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в
интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с
офисной техникой, воспитать уважение к старшим.
Примеры
графических диктантов
01.
Слон.
03. Змея.
04. Ключ.
05. Кот.
06. Сердце.
07. Утка.
08. Дом с трубой.
09. Человек.
10. Елочка.
11. Кораблик.
12. Белка.
13. Верблюд.
14. Кенгуру.
16. Маленькая собачка.
17. Собака.
18. Заяц.
19. Робот.
20. Поросенок.
21. Ёжик.
22. Цветок.
23. Медведь.
Способы
выполнения
Методик
проведения диктантов несколько:
1. Слуховой.
Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию
о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания
работы сверьте полученный результат с образцом.
Эта технология развивает внимание,
концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.
2. Рисование по
образцу. Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед
ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за
направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами.
Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик –
геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте
простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более
сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.
Технология
предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.
3.Рисуем симметрию.
Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны.
Ребёнку нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая
симметрию.
Методика
развивает пространственную ориентацию, мышление.
Временные
рамки
Длительность
урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным
занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком
продолжительные уроки с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а
слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ.
Педагогам,
родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:
Ø С
детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15
минут.
Ø С
шестилетками – 15–20 минут.
Ø Первоклашек
удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.
Графические
упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и
иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие уроки помогают детям вырастать
уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью.
А это пригодится для адаптации к школе.
Полезные
советы
В
процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают
некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.
Ø Перед
началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в
итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация
необходима будущему первокласснику для мотивирования действий,
заинтересованности в процессе обучения.
Ø Не
спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте
дружественную атмосферу.
Ø Не
загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков. Должно пройти некоторое
время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз.
Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта,
скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для
медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
Ø Сложно даются маленьким ученикам наклонные
линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите
пользоваться линейкой.
Ø Следите
за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не
сгибаться в процессе письма.
Ø Соблюдайте
тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью,
рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы
для дополнительных упражнений дома.
Ø Радуйтесь
положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите
дошкольника за старания.
Ø Делайте
перемены. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для
разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий